В МОСКВЕ ПРЕДСТАВИЛИ УСТАНОВКУ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ ПРОЧНОСТЬ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА

12.11.2020 в 19:33
В МОСКВЕ ПРЕДСТАВИЛИ УСТАНОВКУ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ ПРОЧНОСТЬ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА

Первая в России универсальная передвижная лаборатория непрерывной диагностики автодорог «Эскандор» представляет собой комплекс измерительных систем, выполненный в виде автопоезда.

«В отличие от других передвижных дорожных лабораторий, эта специализированная машина проводит экспресс-оценку дорожного покрытия в безостановочном режиме, – рассказал генеральный директор РОСДОРНИИ Алексей Варятченко. – Максимальная скорость, при которой возможно проведение обследований, до 80 км/час, то есть «Эскандор» будет двигаться со скоростью транспортного потока, ему не придется останавливаться и создавать помехи на дороге. Такой режим существенно повысит безопасность работ и полноту получаемых данных для комплексной оценки качества дорожного покрытия».

Производительность лаборатории составит в среднем 400 км в день, она сможет работать до 20 дней без выгрузки данных. Для управления «Эскандором» нужен только водитель или два сменных водителя – все остальные данные считываются в автоматическом режиме. Команда инженеров обслуживает лабораторию только на этапе предрейсовой подготовки и на этапе выгрузки данных.

«Сердцем» инновационной лаборатории стала система измерения прочности дорожного полотна, которая оценивает величину упругой осадки и форму чаши прогиба. Также «Эскандор» способен измерять продольную и поперечную ровность автодороги («колейность») с погрешностью не более 1 мм. Будет измеряться глубина и профиль колеи с помощью датчиков, расположенных по низу «Эскандора». Кроме того, будут оцениваться сцепные свойства дороги, дефекты дорожного покрытия.

«Лаборатория оснащена георадаром – системой георадиолокационного зондирования «ОКО», которая показывает все слои дорожной конструкции, – говорит Евгений Кошель, генеральный директор «Спецмаш-Диагностика». – Например, можно будет выявить ослабленные зоны в дорожной одежде». Система «ОКО» также позволит создать цифровой двойник дорожной инфраструктуры – ее отображение в так называемом облаке точек. Обследование проводится с помощью мобильного лазерного сканера, в котором применяется технология LiDAR. Определяются размеры геометрических элементов дороги, позволяющие формировать цифровой паспорт дорожной инфраструктуры, строить 3D-модель и осуществлять проектные работы, например, по реконструкции, с использованием BIM технологий.

Цифровой двойник дорожной инфраструктуры в режиме реального времени будет передаваться в Систему Контроля Дорожных Фондов (СКДФ) – это база данных обо всех дорогах Российской Федерации и система взаимодействия всех ее участников: от подрядных и эксплуатирующих организаций до граждан, использующих дороги в повседневной жизни. «На основе этой информации РОСДОРНИИ с применением технологий искусственного интеллекта будет рассчитывать интегральный индекс состояния дорожного покрытия. Это позволит своевременно и эффективно планировать средства на текущий и капитальный ремонт дорог», – отметил Алексей Варятченко. Пользователи автодорог в лице граждан смогут получить в СКДФ в режиме реального времени информацию о том, когда и кем был выполнен ремонт интересующего участка дороги и какие действия планируются в ближайшее время. А также проинформировать владельцев дорог и местные власти о возникшей проблеме с дорожным покрытием и получить ответ на свое обращение.

Технология искусственного интеллекта будет впервые в мире применена и в работе самой передвижной лаборатории. На основе полученных данных об уже просканированных дорогах лаборатория «Эскандор» будет самообучаться, чтобы самостоятельно оценивать незнакомую ей дорогу по качеству и анализировать характер дефектов.

При всех названных качествах стоимость «Эскандора» с полным оснащением составляет 100 млн рублей, 80% установленного на нем оборудования – российского производства. Это намного дешевле зарубежных аналогов, которые стоят 4-5 млн евро. По словам Алексея Варятченко, чтобы обследовать все дороги нашей страны, которые пригодны для проезда автопоезда длиной 11,5 метров, понадобится примерно 5 таких автолабораторий: две для ЦФО с самой большой сетью дорог, остальные – для регионов. Повторять исследования на одной и той же трассе будут примерно раз в 4 года. Поскольку эффективно исследовать дорожное покрытие можно только в бесснежный сезон, первая работа для «Эскандора» появится уже этой весной в Южном федеральном округе, где теплые дни наступают раньше всего. 

Источник: https://rosdornii.ru